Вся история ОАО «ЭлектроРадиоАвтоматика», или, как привычнее - предприятия «ЭРА», неразрывно связана с историей страны: организовано оно было в декабре 1922 г., т.е. практически одновременно с созданием СССР. Тогда предприятие было зарегистрировано приказом ВСНХ в качестве Проектно-монтажной части, входящей в состав Петроградского Электромашиностроительного треста. В архивах предприятия сохранились документы тех лет, к которым невозможно без волнения прикасаться. За лаконичными деловыми записями на выцветших, пожелтевших страницах - история становления и развития «ЭРЫ», судьбы людей нескольких поколений.. В 20-30-е предприятие участвовало в строительстве легких крейсеров типа "Светлана", торпедных катеров, переоборудовании яхты «Штандарт» в минный заградитель «Марти», а также в строительстве подводных лодок. В тревожные предвоенные годы, когда сгущались тучи и на Западе, и на Востоке, подводные лодки блоками отправлялись на Дальний Восток для последующей сборки и передачи Тихоокеанскому флоту. Для выполнения этих сложных и ответственных операций требовались опыт и мастерство всего коллектива. 1938 г. отмечен подъемом в развитии отечественного судостроения. В "Электромортресте" - так называлось тогда предприятие -работало около 1000 человек, а в предвоенном 1940 г. - уже 1300 человек. В период Великой Отечественной войны, в тяжелое время 900-дневной блокады Ленинграда, под постоянными бомбардировками и артобстрелами, электромонтажники строили и ремонтировали бронекатера, надводные корабли , в т.ч. крейсера "Киров", лидеры эсминцев "Минск" и "Ленинград", подводные лодки для Балтийского флота, плашкоуты и баржи, на которых по Ладоге в осажденный город доставлялись продовольствие, вооружение, медикаменты. Особо напряженная работа велась по оборудованию кораблей противоминнымми размагничивающими устройствами, разработанными Ленинградским физико-техническим институтом (ныне - ФТИ им. А.Ф.Иоффе РАН) еще в предвоенные годы. Уже в июле 1941 года эти системы начали устанавливаться на кораблях Балтийского флота и Ладожской флотилии. Решением заместителя Наркома ВМФ Галлера Л.М. основная задача по изготовлению элементов оборудования размагничивающих устройств и их монтажу на кораблях возлагалась на предприятие «Электромортрест», а в качестве контрагентов привлекались группа ЦКБ-52 Наркомата судостроительной промышленности, ленинградские судостроительные заводы и судоремонтные мастерские Балтийского флота. В июле-августе 1941 года ЦКБ-52 было эвакуировано в г. Горький, однако, учитывая важность работ, часть его специалистов была оставлена в городе и вошла в качестве конструкторского бюро в Ленинградский «Электромортрест». Уже в сентябре 1941 года бригады электромонтажников нашего предприятия и привлекаемые специалисты, работали на разных площадках (Таллин, Новая Ладога, Кронштадт ), чтобы защитить боевое ядро кораблей Балтийского флота от магнитных мин противника. В документах военного времени, ввиду требований к секретности, очень скупо упомянуты эти работы, но именно за них 14 наших сотрудников были награждены орденом Красной Звезды, ведь широкое внедрение этого , впервые примененного в практике отечественного кораблестроения, элемента борьбы с магнитными минами, позволило сохранить сотни судов и тысячи человеческих жизней. Это был героический труд людей, испытавших все тяготы войны, а в ведомостях о зарплате напротив множества фамилий сделаны записи: «Невостребована» или «Адресат не обнаружен». Что это означало, мы прекрасно понимаем. После окончания Великой отечественной войны наше предприятие , как и многие другие ленинградские предприятия, получило задание на восстановление разрушенного города, в первую очередь жилых домов. Именно нами были восстановлены, а практически заново построены жилые дома по Невскому проспекту, 112 и 32/34, пр.. Декабристов, 29, Дровяному пер.,12, Дмитровскому пр., 16, Столярному пер., 10, отстроены дома в Володарске, Таллине, Риге. Помимо жилых домов, предприятием были построены здания ремесленного училища, общежития, электротехнического цеха, складские корпуса. В послевоенные годы коллектив предприятия «ЭРА» принимал непосредственное участие в строительстве легких крейсеров «Железняков», «Орджоникидзе», «Александр Невский» и «Адмирал Лазарев», переданных флоту в 1950—1953 гг., в ремонте крейсера «Киров», а также в строительстве подводных лодок, глубоководных аппаратов и в выполнении других заказов ВМФ. Параллельно с этим предприятие участвовало и в строительстве судов для гражданского флота – контейнеровозов, сухогрузов, танкеров, лесовозов, плавучих буровых установок. Особенно необходимо отметить вклад работников в строительство атомного ледокола «Ленин» - первенца отечественного атомного ледоколостроения. В 60-х-70-х гг. предприятие участвовало в строительстве спасательных судов, портовых ледоколов пр. 97 для ВМФ, ракетных катеров , эскадренных миноносцев, БПЛ , тральщиков, кораблей радиотелеметрического комплекса «Селена». В эти же годы строились дизельные подводные лодки различных серий пр. 96 и 611 для ВМФ СССР и на экспорт. Главным достижением в 70—90-е гг. было создание атомных подводных лодок пр. 671 и его модификаций, а также пр. 705, что потребовало освоения новых технологий в электромонтажном производстве. Именно в этот период работниками «ЭРА» были освоены и успешно применялись такие передовые технологии и методы организации труда, как электромонтаж в укрупненных лодочных блоках с выводом транзитного кабеля на площадки прочного корпуса, агрегатно-модульный метод выполнения электромонтажа по всем отсекам, новые способы разделки спецкабелей, их вулканизации и уплотнения. Подводные лодки пр. 641Э и 877ЭКМ до настоящего времени поставляются в ВМС ряда стран и признаются иностранными военными специалистами одними из лучших в мире. Предметом заслуженной гордости коллектива являются работы, выполненные при строительстве атомных ледоколов «Арктика», «Сибирь», «50 лет Победы», тяжелых атомных крейсеров «Киров», «Адмирал Ушаков», «Фрунзе» , «Адмирал Лазарев», «Калинин», "Петр Великий" (Балтийский завод), десантных кораблей на воздушной подушке «Зубр» (СФ «Алмаз»), подводной лодки нового поколения «Лада» (ФГУП «Адмиралтейские Верфи»). Высоко оценен вклад предприятия «ЭРА» в строительство эсминцев для КНР, фрегатов для Индии, заказов для Кубы, Греции, Вьетнама и пр. Накоплен значительный опыт строительства гражданских судов в соответствии с требованиями классификационных обществ DNV, BVQI, Германского и Британского Ллойда. Всего с непосредственным участием нашего предприятия было построено более 300 под¬водных лодок и сотни кораблей и судов различных классов и назначения. За отличную и добросовестную работу более 400 тружеников предприятия награждены медалями и орденами СССР и России. Наши специалисты-ветераны – золотой фонд предприятия. Великое им спасибо за самоотверженный труд.
Накопленный опыт помог коллективу предприятия преодолеть трудности, вызванные спадом производства в отрасли, значительным сокращением госзаказа, нарушением традиционных экономических связей с поставщиками кабеля и электрооборудования в 90-е гг. Сегодня Санкт-Петербургское ОАО " ЭлектроРадиоАвтоматика " - это крупное современное электромонтажное предприятие, являющееся основным партнером судостроительных заводов Северо-Западного региона России: ФГУП " Адмиралтейские верфи " , ОАО " Балтийский завод " , ОАО " Северная верфь ", СФ «Алмаз», ФГУП «Средне-Невский судостроительный завод», Выборгский судостроительный завод, Петрозаводский судостроительный завод «Авангард». Предприятие обладает рядом мощных специализированных производств: кабелезаготовительным, механическим, монтажно-сборочным (изготовление щитовой продукции, судовых электрораспредустройств), развитыми складским и транспортным хозяйствами. Создано проектно-конструкторское бюро для разработки документации по электрочасти судов, оно укомплектовано квалифицированными специалистами , оснащено современной техникой, что позволяет выполнять работы на высоком уровне. С каждым годом увеличивается насыщение кораблей различными системами, электроникой, что приводит к росту объема электромонтажных работ и их сложности. Однако акционерное общество «ЭРА» успешно справляется с ними благодаря гибкой филиальной структуре, позволяющей оперативно маневрировать материальными и трудовыми ресурсами, концентрируя их в нужном месте, в нужное время - на любом судозаводе или строящемся заказе. Предприятие осваивает и применяет на практике рыночные методы управления, новые, соответствующие мировому уровню, технологии.Все работы выполняются в соответствии с требованиями российских и международных стандартов . Признанием высокого качества являются лицензия на право выполнения полного цикла электромонтажных и пусконаладочных работ на надводных и подводных объектах ВМФ , сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ИСО 9001, сертификат международного классификационного общества «Регистр Ллойда» (Великобритания). Большое внимание уделяется социальной сфере, в частности, развитию баз отдыха предприятия в пос. Серово и на оз. «Красногвардейское». Время показывает, что ОАО "ЭлектроРадиоАвтоматика" -надежный партнер не только отечественных фирм, но и зарубежных компаний.
| |
|
|
|
|