Пресса о нас |
|
 |
 |
№4 2006
Журнал "Морской вестник"
|
Современный электромонтаж - верность традициям
В.Н.Василенко, директор филиала «Балтийский Алмаз» ОАО «ЭлектроРадиоАвтоматика»
Основание электромонтажного цеха приходится на начало оснащения кораблей электричеством. На Балтийском заводе - это конец XIX в. Сначала были организованы электромеханические мастерские, в которых изготавливались и собирались различные электрические машины, затем в связи с развитием техники увеличились объемы и сфера выполнения работ. Возникла необходимость создания нового электрооборудования, а впоследствии его ремонта, проведения электромонтажа на кораблях и в цехах завода.
На заводе появились: электротехнический цех, электроцех (для ремонта и обслуживания завода) и электромонтажный цех № 21 для производства электромонтажных и регулировочно-сдаточных работ на кораблях.
С 1922 г. все электромонтажные цеха судозаводов в СССР, кроме цеха № 21 Балтийского завода, входили в единый главк «Элмаштрест». И только в феврале 1967 г. цех № 21 по приказу министра судпрома СССР был передан ленинградскому предприятию «ЭРА».
Высокопрофессиональный и хорошо организованный коллектив цеха занял одно из передовых мест в структуре электромонтажного производства предприятия. Все суда и корабли, сошедшие со стапелей Балтийского завода, построены и переданы флоту при участии цеха № 21. Это и броненосцы XIX в., и подводные лодки начала XX в. До 1967 г. цех участвовал в строительстве подводных лодок и эсминцев, крейсеров (в том числе первых цельносварных типа «Свердлов»), флагманов ледокольного флота «И. Сталин» и «В. Молотов», лесовозов, транспортных рефрижераторов на электродвижении типа «Арктика» и рефрижераторов-заводов типа «Севастополь», танкеров водоизмещением 40 000 т типа «Пекин» и водоизмещением 62 000 т типа «София», переоборудовал четыре судна под комплекс для запуска искусственных спутников земли.
В 1992 г. цех № 21, объединившись с цехом № 7 Приморского завода «Ал-маз», получил наименование «Балтийский Алмаз» и статус филиала ЛП «ЭРА», а затем - филиала ОАО «ЭлектроРадиоАвтоматика». В настоящее время филиал «Балтийский Алмаз» ведет электромонтажные работы силами двух цехов (№ 7 и 21) на Балтийском заводе, ОАО СФ «Алмаз», ОАО «Редан», Морском заводе «Алмаз».
До 1992 г. при участии цеха было построено более 70 единиц крупнотоннажных судов и кораблей, в том числе танкеры типа «Великий Октябрь» водоизмещением 25 000 т, сухогрузы типа «Балтика» на экспорт (серия более 20 судов водоизмещением 40 000 т), суда класса «ро-ро» типа «Кронштадт».
Большую известность и славу принесли цеху № 21 работы на атомных ледоколах типа «Арктика», двух советско-финских ледоколах типа река-море «Таймыр» и «Вайгач», космических комплексах «Космонавт Владимир Комаров», «Космонавт Юрий Гагарин», трех тяжелых атомных ракетных крейсерах типа «Киров».
Многие работники филиала «Балтийский Алмаз» отличились на строительстве кораблей и судов высокого класса и качества. Среди них - В.П. Лавинский (награжден Государственной (Сталинской) премией за работу на крейсере пр. 68К), В.В. Иванов и О.И. Голиков (Государственная премия СССР за работу на космическом комплексе «Космонавт Владимир Комаров»), орденами «Трудовой Славы» I и II степеней за работу на атомном ледоколе «Арктика» были награждены Г.Н. Красиков, И.А. Крупкин, Н.В. Долгов, А.В. Долгов, A.M. Федотов, И.А. Серов и др. Кроме того, за постройку и сдачу первого атомного тяжелого ракетного крейсера «Киров» 24 работника филиала были награждены орденами и медалями СССР.
Тяжелые дни для филиала наступили в середине 90-х гг. Коллектив находился в сложном экономическом положении из-за резкого спада объемов производства в области судостроения.
С 1994 г. на плечи руководства легли все трудности перестроечного периода. Однако филиал сумел оперативно перегруппировать квалифицированный персонал и материальные ресурсы для выполнения в срок работ в соответствии с производственной программой Балтийского завода, а часть коллектива направить на «Северную верфь» и «Выборгский судостроительный завод» для активного участия в строительстве эсминцев и комплекса «Морской старт».
В настоящее время филиал осваивает и применяет на практике рыночные методы управления, совершенствует систему управления качеством, созданную в соответствии с международным стандартом ИСО 9000. Время потребовало обратить особое внимание на сертификацию и лицензирование. Помимо уже имевшихся у предприятия лицензий и сертификатов Морского Регистра, Речного Регистра, Ассоциации «Оборонсерт», Госстандарта России, появилась необходимость в лицензиях и сертификатах Военного Регистра, международных классификационных обществ «Дет Нор-ске Веритас», Германского и Британского Регистров Ллойда.
Большое внимание руководство филиала уделяет развитию информационных технологий и компьютеризации рабочих мест. Система автоматизированного управления включает в себя комплексный бухгалтерский учет и управление финансами, учет кадров, управление технологической подготовкой производства, управление фондами технической документации, управление материальными запасами и инструментом. Одним из приоритетных направлений совершенствования системы управления филиала является сетевая интеграция с автоматизированной системой управления ОАО «Балтийский завод». Благодаря этой АСУ филиал осуществляет оперативное управление персоналом и формирует табели, а также ведет совместное оперативно-календарное планирование технологической подготовки производства и совместное управление рабочей конструкторской документацией новой серии дизель-электрических ледоколов для акватории Балтийского моря.
Для более эффективного управления финансами, кадрами, производственными процессами в условиях современной действительности политика руководства предприятия направлена на внедрение и развитие информационных технологий в каждом структурном подразделении. Возникают новые, более сложные задачи, для реализации которых применяется современное программное обеспечение. Это влечет за собой постоянное обновление материальной базы автоматизированных рабочих мест. Нельзя не отметить важность локальной сети, которая связывает все отделы и подразделения филиала. И уже совсем трудно представить работу некоторых отделов без доступа к Интернету.
Филиал «Балтийский Алмаз» принимает участие в строительстве и сдаче кораблей и судов практически всех классов: от торпедных катеров до тяжелых атомных крейсеров, от прогулочных яхт до атомных ледоколов.
Здесь изготавливаются электрораспределительные изделия (щиты). Основными заказчиками являются Средне-Невский судостроительный завод, СФ «Алмаз», Балтийский завод, Конструкторское бюро специального машиностроения (КБСМ) и ряд др.
Специалисты филиала имеют богатый опыт монтажа и наладки электрооборудования ведущих мировых производителей, таких как «ABB», «MAN», «B&W», «Schneider Electric», «Norcontrol», «Alfa Laval», «HDW», «Sperry Marine», «Autronica» и т.д.
С 2000 г. по 2006 г. на Балтийском заводе при непосредственном участии филиала «Балтийский Алмаз» были построены балкер дейдвейтом 48 800 т; химовоз дейдвейтом 5600 т; серия фрегатов для ВМС Индии.
В настоящее время филиал совместно с ОАО «Балтийский завод» выполняет гарантийные обязательства на крейсере «Петр Великий» и фрегатах, построенных для ВМС Индии. На СФ «Алмаз» для ВМФ РФ завершено строительство артиллерийского корабля «Астрахань», предназначенного для охраны акватории Каспийского моря, пограничного катера «Хоста», пограничного судна «Соболь». Закончен ремонт судна на воздушной подушке «Зубр».
На Балтийском заводе завершается строительство атомного ледокола «50 лет Победы» для Мурманского морского пароходства, идет строительство дизель-электрического ледокола для ФГУП «Росмор-порт», где ОАО «ЭРА» выполняет проектные, слесарные и весь комплекс электромонтажных работ. Эта идея расширения сферы деятельности ОАО «ЭРА» принята судозаводом с одобрением и, несомненно, принесет успех как нашему предприятию, так и судостроительным заводам.
Сегодня есть уверенность, что коллектив филиала «Балтийский Алмаз» готов выполнить любые поставленные перед ним задачи и обеспечить качественное и своевременное выполнение слесарно-сварочных, электромонтажных и пусконаладочных работ с последующим гарантийным и послегарантийным сервисным обслуживанием как отечественного, так и импортного судового электро и радиооборудования.
Перечень заказов, построенных с участием филиала «Балтийский Алмаз» за последние 25 лет
Тип |
Год |
Страна |
Балкер |
1980 |
Велико- британия |
Тяжелый атомный ракетный крейсер |
1980 |
Россия |
Балкер |
1981 |
Россия |
Балкер |
1982 |
Россия |
Тяжелый атомный ракетный крейсер |
1984 |
Россия |
Атомный ледокол |
1985 |
Россия |
Тяжелый атомный ракетный крейсер |
1988 |
Россия |
Атомный корабль специального назначения |
1988 |
Россия |
Атомный ледокол |
1989 |
Россия |
Атомный ледокол |
1989 |
Россия |
Атомный ледокол |
1990 |
Россия |
Учебное судно |
1991 |
Россия |
Атомный ледокол |
1992 |
Россия |
Ролкер |
1994 |
Россия |
Ролкер |
1994 |
Россия |
Танкер-химовоз |
1995 |
Германия |
Ролкер |
1996 |
Россия |
Танкер-химовоз |
1996 |
Германия |
Тяжелый атомный ракетный крейсер |
1998 |
Россия |
Балкер |
2002 |
Греция |
Автомобильно-пассажирский паром типа «ро-ро» |
2002 |
Португалия |
Химовоз |
2003 |
Германия |
Фрегат |
2003 |
Индия |
Фрегат |
2003 |
Индия |
Химовоз |
2004 |
Германия |
Фрегат |
2004 |
Индия |
Речной химический танкер, шесть корпусов |
2003 - 2004 |
Голландия |
Ролкер, два корпуса |
2005 - 2006 |
Норвегия |
Дизель-электрический ледокол, две ед. |
План 2007 |
Россия |
Все публикации >> |